Философская проза: Пробег по нарисованной реальности - 5  
Вернуться
Комментарии
 
 
Философская проза
 
 

Начало здесь:

Философская проза: Пробег по нарисованной реальности - 1

Философская проза: Пробег по нарисованной реальности - 2

Философская проза: Пробег по нарисованной реальности - 3

Философская проза: Пробег по нарисованной реальности - 4

 
 
Ну что ж, пора подводить итоги. Поездка в Венгрию оказалась полезной профессионально и дала массу необычных впечатлений. Однако почему путевые заметки названы «Пробегом по нарисованной реальности»? Прежде всего потому, что эта метафора отлично передает суть любого туризма. Попав в незнакомую страну, гость заинтриговывается, влюбляется в новизну, точно в девицу на выданье – восхищаясь достоинствами и не замечая недостатков. Зрение туриста поверхностно, суть от него ускользает, и лишь несовпадение культурных стереотипов воспринимается по-настоящему остро.
 

Вот так, например, выглядит лавка в туристическом квартале Сентендре:

 

iv61

 

Завлекательно, не правда ли? Закупаются ли здесь местные? Сомневаюсь. А приезжий наверняка придет в восторг и приобретет что-нибудь экзотическое.

 

Через пару домов от продуктового рая очередное лубочное диво – восседающий среди цветочных горшков сказочный гусь:

 

 

iv62
 

И хотя этот неожиданный экспонат музея под открытым небом прячется за высоким забором, с улицы его отлично видно. Он и подобные ему образцы народного искусства создают ощущение вечного праздника жизни, в котором пребывает Венгрия. Картина далека от реальности, но турист не желает знать больше.

 

Отвлечемся от эстетики сувениров. На подступах к торговым кварталам Сентендре наша группа посетила парк совершенно иной стилистики. Скульптуры здесь удивительные – детская наивность образов скрывает художественную глубину:

 

iv63

 

Облекшийся в плоть быка Зевс крадет полногрудую Европу. В фигурах читаются и испуг женщины, и царственная самоуверенность ее божественного похитителя. И еще… языческие кумиры, воплощающие стихийные силы, грубы и выглядят до безобразия неуклюже, но без них не было бы плодородия.

 

В трех шагах от быка-небожителя присел на мраморной табуретке другой мифологический персонаж. Стыдливый субъект воспринимается олицетворением душевной тонкости, но также и слабости:

 

iv64

 

Кто этот безликий герой? Терзаемый одиночеством фавн подманивает вожделение игрою на флейте?..

 

Чуть поодаль – еще более загадочная статуя. Женщина или богиня, несомая… ураганом судьбы?.. ветрами страстей?..

 
iv65

 

 

Рок не дает бедняжке укорениться семенем на земле. Перекати-поле…

 

Да, название моих заметок, – прежде всего, метафора, однако у словосочетания «нарисованная реальность» есть и самый прямой смысл. Оно возникло в  моём воображении, когда я любовалась уличной будапештской живописью. Картины на фасадах заставили задуматься о взаимовлиянии жизни и искусства. Взгляните, например, на стену, которая стала продолжением близлежащего сквера:

 

iv66

 

Натуральная растительность естественно вписались в пейзаж, запечатленный на штукатурке художником. Посреди теснящихся городских зданий ниоткуда возникло широкое поле, окаймленное далекими холмами. Быт и искусство переплелись в особую реальность, где границы между ними не существует:

 

iv67

 

А это официант с чашкой кофе:

 

iv69

 

Обратите внимание на тень, отбрасываемую одной частью здания на другую, – своими угловатыми очертаниями она продолжает нарисованный силуэт.

 

Над следующей уличной поделкой поработало время, и она местами истерлась:

 

iv70

 

Но в какой серости пришлось бы обитать жителям бетонных джунглей, не расцвечивай картина убогий забор!

 

Будапешт богат и другими формами сотворчества природы и человека. Например, местные деревья приносят осенью прекрасные, хоть и несъедобные плоды:

 

iv68

 

На сцене это происходит или в пространстве обыденности? Как не потерять голову?

 

И художественные росписи на витринном стекле – вариант рисованной реальности, вживленной в бытовую среду:

 

iv71

 

На произведение кубиста наложилось отражение противоположного здания – неожиданная комбинация жанров…

 

А это зрелище из серии «витрины шутят»:

 

iv72

 

Модернистский натюрморт на стекле показался мне менее интересным:

 

iv73

 

Но все равно есть, чем полюбоваться.

 

А на этой витрине романтический портрет прекрасной дамы, подобной райскому цветку:


 

iv74

 

О Боже, как такой головой можно думать!

 

Не судите строго, но, попривыкнув к художественному антуражу, рано или поздно начинаешь и себя воспринимать как произведение чьего-то искусства. В доказательство приведу фотографию нашей группы, затерявшейся в зазеркалье кафе:

 

iv75

 

Вдохновенные сосредоточенные лица, мистическая подсветка ноутбука, которым пользуется Елена Антонова. Каждый запечатленный на снимке герой или героиня заперт внутри себя и одновременно связан невидимыми нитями с общей мистерией.

 

Пробег по нарисованной реальности – не простое имя выбрала я для своих заметок: разве не по такому же сценарию происходит наше общение и с собственной землей?

 

В материале использованы снимки, сделанные Магдаленой Гаал, Ириной Николаевой, Екатериной Кордюковой и мною.

 

Философская проза Ирины Лежава. Что почитать:

стр:
Игра случая:    Философские стихи: Портреты маслом - I