Автор отвечает  
Вернуться
Комментарии
Cборник Ирины Лежава «Так сказал Заратустра»

 
 
Анна:
 
Здравствуйте, Ирина!
 
Книгу прочитала. Очень хорошо издана. Сначала шокировало название, но потом отличие в названиях Вашей книги и книги Ницше заметила.

Уже с начала чтения становится понятно, что эти новеллы нельзя легко заглатывать, как многие детективы современные или другую распространенную прозу. Скорость чтения  замедляется и начинает слышаться трение подключенных мозговых извилин. Такая смесь реального мира и нереального, но  разделять их нет желания. Словно так и должно быть. И после прочтения каждой новеллы не хочется сразу переходить к следующей, словно остаёшься в ней, не чувствуя себя инородным телом ( «Ловец», например).


В «Локомотиве искушений» реальности больше, квинтэссенция -  личная ответственность за выбор пути своей жизни - дана очень мягко, без подталкивания автором  и без наставлений (что уже обрыдло и детям, и взрослым).


От «Сохрани наших детей, Господи!» послеощущение сложное. Очень много сразу проходит тем: и беда для ребёнка при невозможности купаться в родительской любви, и проблема ненужных обществу беспомощных стариков. Вспомнилось, что утята, родившись, идут за первым увиденным движущимся объектом, даже если это человек или машина, а не мама - утка. Вот Улитка, встретившись с таким же щемящим одиночеством и испытав свалившуюся на неё лавину накопившейся любви, ни за что, просто любви, как утёнок, прикипела к этим людям. Повзрослев, став такого же возраста, как её мать при расставании, она и свою мать будет, наверное, больше понимать, но сделанного в молодости – ухода из дома навсегда – уже не вернёшь (а без ухода мать сломала бы её, возможно).  Может быть, и к её матери притулилась бы чья-то озябшая душа. И она, оставленная дочерью, оттаяла бы. Неизвестно, по чьей воле происходят эти жизненные сцепки, счастливые и несчастливые.  В общем, тоже не хочется бодро переходить к следующему рассказу, душа наполнена, нет пока свободного места для следующих жизней героев.


«Так сказал Заратустра» читала тяжелее всех. Этот будущий внук порой задерживал ход мысли, казался каким-то лишним. У героини масса комплексов, объяснимых её детством. Но почему встреча с придурком Велимиром (к сожалению, довольно распространенным типом) и подчинение его воле оправданы героиней тем, что произошла встреча с её будущим внуком (она себя этим успокоила)?… В общем, ещё через некоторое время перечитаю,  пойму больше.


Очень интересна философская сказка « Диковенные времена». Сплошь фантастика, а чувствуешь себя в ней свободно. Может быть потому, что сама я женщина, мать, и проблемы героини и общества близки.


«Молодая душа» почему-то вызвала в памяти библейского бедного Иова, судьба которого вызывает у меня всегда волну протеста. Ангелы делают что-то не то, но Тому, кто свыше, можно бы их поправить. Наверное, недопоняла пока этот рассказ, перечитаю.


«У-у, не справиться» - не поняла. Надеюсь, всё впереди.


«Аномалия» - не поняла. Резко сменился язык, даёт представление о героине (у нас таких называют грубовато - «хабалка»). Но для чего написано, о чём? Что и ребёнок нужен таким семьям необычный, чтобы выпендриться перед всеми: индиго? Такие типы, как она и её муж, – не новы, к сожалению. И такое стремительное изменение её вне материального мира: и вопросы философские вдруг возникли: кто она, зачем появилась на свет… Да, язык уже другой, но как-то в этом месте не верится в такую глобальную перемену… Будем думать.


«Круглоглазика» тоже не поняла, о чём он? Что на истосковавшуюся женскую душу и Циклоп – в радость?


Правда, я книгу за два дня прочитала – слишком быстро, надо бы делать побольше перерывы между чтением новелл.


Читать книгу было очень интересно, Вы молодец. Не просто даёте героев и водите по привычным нам жизненным ситуациям, а фантастический второй план заставляет гораздо шире видеть не конкретные события, а весь наш мир с его проблемами, сегодняшними и будущими. (И такое ощущение, что этот фантастический мир Вам хорошо знаком). Поздравляю!


 

Ирина Лежава:

 
Здравствуйте, Анна! Огромное спасибо, что не поленились и подробно описали свои впечатления от книги. Они для меня ценны.


Попробую ответить на ваши вопросы-замечания:


1. Встреча героини рассказа "Так сказал Заратустра" со своим потомком для меня очень важна. Помните, первый эпиграф: "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю"?  В рассказе я пытаюсь высказать гипотезу, каким образом они могут её наследовать. Сильные мира сего ни о ком, кроме себя, не заботятся, они поедают свой родовой потенциал сегодня и власть их преходяща. Но кроткие, стремящиеся к добру и правде, униженные сегодня, передают родовую эстафету в будущее. И будущее удерживает их на плаву. Такой закон бытия существует, только мало кто о нем догадывается.


2. Насчет "Молодой души": путь духовного развития очень сложен, ангелы не могут оградить нас от последствий наших ошибок, потому что иначе мы не получим информации, необходимой для движения вперед. Ошибка многих родителей - чрезмерное оберегание детей. В результате они лишают их свободы воли и возможности духовно вырасти. Это как не давать ходить, чтобы не упал. Мышцы атрофируются, и ребенок станет инвалидом.

 
3. "У-у, не справиться!", "Аномалия" и "Круглоглазик" - рассказы-исследования определенных психических моделей с показом поведения, которое из них следует, и его последствий. Чтобы было яснее пришлось, конечно, немного утрировать. Обычный литературный прием - гипербола. В более мягкой форме модели "бледная тень", "харибда" и "гарпия" проявлены у многих людей.

 
Первые не живут, а скользят по жизни, не извлекая из нее никакого опыта.

 
Вторые - засасывают в свое жизненное пространство всех мимо проходящих, ломают чужие судьбы, а в конечном счете и свою.

 
Третьи, обуянные страстями, теряют человеческое лицо и в конце концов забывают о предмете своей страсти (обратили внимание на концовку? Попав в стаю, героиня "Круглоглазика" тут же отставила своего циклопа, отложила встречу с ним на потом. Через пару дней она о нем забудет).


Так что книга моя - это что-то вроде учебника, хотя, конечно, им не является. Пытаюсь передать свой жизненный опыт и нашла такую нетривиальную форму.


Еще раз огромное спасибо за труд, любовь к литературе и доброжелательность к моему творчеству.
 
 

 
 
О СБОРНИКЕ ФИЛОСОФСКОЙ ПРОЗЫ "ТАК СКАЗАЛ ЗАРАТУСТРА"
стр:
Игра случая:    Философские стихи: Предчувствие конца света