Андрей Щербак-Жуков: "Когда миф разрывает быт"  
Вернуться
Комментарии
Вступительное слово к сборнику философской прозы "Так сказал Заратустра"
 
 

Единственное, что беспроигрышно подкупает едва ли не каждого читателя, — это хорошо и внятно рассказанная жизненная история. Такая, в которой есть хотя бы один яркий образ главного персонажа и несколько обрисованных немногими, но чёткими и уверенными штрихами персонажей второго плана… Такая, в которой есть судьба человеческая, показанная в её изменении и развитии, есть характеры, есть интрига… Такая, в которой есть жизненная драматургия, — есть завязка в начале, а в конце развязка… Такая, в которой сквозь частные и бытовые сюжеты проступает история страны и народа, просвечивает эпоха с её безошибочно узнаваемыми приметами…

Рецепт вроде бы не такой уж и сложный, но воплотить его удается далеко не каждому. Ирине

Лежава — удается. Всё, перечисленное выше, есть в её новеллах, есть даже в самых коротких её рассказах. Все истории, придуманные ею, чарующи и увлекательны, к тому же они ёмко рассказаны, без лишней словесной и событийной воды. Только самое важное. Для раскрытия характеров. Для изложения сюжета.

И одного этого качества хватило бы иному прозаику для овладевания читательским вниманием.

Рассказы Ирины Лежава читать интересно… Но тонкая писательница этим далеко не ограничивается. Светлая пелена нашей реальности — это только внешний слой её многоплановых произведений. И из-под него постепенно, неспешно, исподволь выглядывает совсем иная реальность — древняя, массивная и очень часто довольно мрачная. Повседневный быт дает трещину, расползается по швам, и из-под него показывается архаический миф. Персонажи, заявленные в начале текста как простые люди, превращаются в потусторонние, а то и хтонические сущности. Забытая мистика ушедших веков врывается в уютный, но такой неустроенный сегодняшний мир… Дочь посетительницы сайта знакомств оказывается реинкарнацией покойной жены главного героя… Продавщица цветов превращается в гарпию, узнав, что её возлюбленный — циклоп… Вдруг становится страшно и непривычно…

Однако миф этот всего на короткий момент пугает читателя своей мрачностью и, как по мановению волшебной палочки, силой авторского таланта и мастерства вдруг превращается в шутку… Вроде бы возвращается привычная глазу пелена реальности. Но мы-то уже знаем, что под ней скрывается  на самом деле! И это показала нам Ирина Лежава.

 

Андрей Щербак-Жуков, поэт, прозаик, критик,

председатель Комиссии по фантастической

и сказочной литературе при Московской городской

организации Союза писателей России

 


 

КАКИЕ РАССКАЗЫ ВОШЛИ В СБОРНИК?

Философская проза: Ловец

Философская проза: Локомотив искушения

Философская проза: Сохрани наших сыновей, Господи!

Философская проза: Так сказал Заратустра

Философская проза: Сказка о диковинных временах

Философская проза: Молодая душа

Философская проза: Цикл "Мифы XXI века"
стр:
Игра случая:    Философские стихи: Послецарствие